Edward McCain, Web-Agency, Edward McCain Web-Agency, Калуга Веб Агентство, Калуга Веб студия, Калуга создать сайт, Калуга заказать сайт сделать сайт, заказать сайт, дизайн сайта, веб дизайн сайта, сайт дизайнер, веб дизайнер, веб разработка, разработка веб сайтов, разработка веб приложений, веб разработка html, разработка веб дизайна сайта, html css веб разработка, разработка веб сайтов html css, веб разработчик, сайт под ключ, создание сайта под ключ, разработка сайта под ключ, сайт под ключ цена, заказать сайт под ключ, официальный сайт под ключ, создание и разработка сайтов, бизнес сайты, компания разработка сайтов, веб студия, агенство по созданию сайтов, диджитал агенство, диджитал студия, студия веб дизайна, сайт маккейн, seo, smm, media production, фотограф калуга, снять ролик калуга, лендинг, landing page, корпоративный сайт, сделать интернет магазин

Что делать в условиях коронавирусной неопределённости

COVID-19

Что происходит, к чему готовиться — и чем на самом деле нужно заняться на карантинных каникулах?

Что происходит?

Эпидемия? Экономический кризис? Нет. Сейчас мы находимся в состоянии, которого человечество боится сильнее всего. В состоянии неопределённости. Никто не знает точно, что случится в будущем — и ближайшем, и чуть более отдалённом. Слишком много разных факторов сошлось одновременно.

Сколько продлятся санитарные меры? Что будет с мировой экономикой? А с нашей, отдельно взятой? Сколько людей заболеет? Сколько останется без работы? В каком виде мир выйдет из этого приключения? И главный вопрос: что делать?

Давайте попробуем нащупать хоть какие-то точки опоры в этом тумане неопределённости. И понять, что же делать именно вам прямо сейчас.

Эта эпидемия погубит человечество?

Нет. Хотя вирус пока что недостаточно изучен, уже понятно, что в смысле смертности это не чума и не «испанка». А ведь и им погубить человечество не удалось, несмотря на огромное количество жертв.

Главные последствия эпидемии коронавируса — экономические. Даже, правильнее сказать, макроэкономические.

Эпидемия замораживает целые отрасли экономики. Всё будет очень плохо?

Точно сказать не может сейчас никто. Правительства разных стран обещают поддержать бизнес, но непонятно, получится ли. Непонятна даже продолжительность карантинов: одни надеются, что эпидемия спадёт к началу мая, и тогда большая часть бизнесов уцелеет. А если затянется, нас ждёт масштабная перестройка всего бизнес-пространства.

Это значит, что привычный нам мир может восстановиться, но может и измениться полностью, пройдя через массовые банкротства, безработицу и прочие спецэффекты.

Что значит «полностью измениться»? Все компании закроются и хлеб будет по талонам?

В кризис всегда есть компании, которые гибнут, и компании, которые на их фоне показывают рост. Это можно сказать по опыту прошлых кризисов (дефолт 1998 года, финансовый кризис 2008 и стагнация 2013–2015 годов).

Ужасный 2008 год стал точкой роста для многих компаний. Финансовый сектор рушился, а, к примеру, сегмент интернет-рекламы начал мощно расти — туда пошли порезанные бюджеты на телерекламу. Ещё, кстати, росли продажи кондитерских изделий: людям надо было заедать стресс.

Очевидно, что в ближайшее время будет очень непросто. Но практически при любых сценариях, кроме полного зомби-апокалипсиса, рыночная модель сохранится (хотя роль государства в ней может усилиться). Значит, будут появляться новые компании, новые отрасли и рабочие места.

img

Какие, нафиг, новые отрасли, если люди даже из дома теперь не выходят?

Да, речь именно об этом. Когда всё меняется, возникает спрос на то, что раньше не было таким важным. И это прямо касается вас и вашего будущего.

Самые простые примеры. Сейчас есть ажиотажный спрос на медицинские маски, хотя их эффективность сомнительна. Это значит, что их производители прямо сейчас получают прибыль — в то время как, скажем, туроператоры находятся на грани банкротства.

Производители консервированной еды в ближайшее время тоже будут в плюсе, пока всё «только что с грядки» приходит в упадок.

Беспилотные технологии, доставка дронами и прочие чудеса робототехники, которые до сих пор были, скорее, игрушками, пойдут вперёд — и на технологическом уровне, и на уровне законодательного регулирования.

Виртуальная реальность и интернет-технологии для удалённого досуга и работы попрут как грибы. Технические средства уже давно есть — и мощные каналы связи, и шлемы виртуальной реальности, и сервисы разные, но всё это не было жизненно необходимым. А теперь будет. И это новые компании, новые рабочие места.

Разумеется, это далеко не всё. Только самое очевидное, то, что лежит на самой поверхности. То есть рынок, скорее всего, очень сильно изменится. Но не исчезнет.

А что мне толку от «рынка в целом», если закроется именно та компания, в которой я работаю?

Да, это важный вопрос. Но не главный. Вопрос, который должен волновать вас в первую очередь: смогу ли я измениться, если понадобится?

Если закрывается одна компания, но остаются другие, можно найти новую работу.

Но когда меняется всё вокруг, в упадок приходят целые отрасли. Если вы работали в туроператоре, а международный туризм обвалится, то не получится просто сменить компанию. Надо будет менять профессию.

Если ваша отрасль «упадёт», то вам понадобится стать кем-то другим. Простой биологический закон: чем выше адаптивная способность организма, чем сильнее он способен меняться, приспосабливаясь к обстоятельствам, тем выше его жизнеспособность.

Но это же самое относится и к людям. По большому счёту, ваш личный успех зависит не от того, насколько жива отрасль, в которой вы работаете, а от того, можете ли вы обучаться новому и менять свою жизнь.

После кризиса 2008 года одни банковские аналитики стали охранниками на автостоянках, а другие — успешными маркетологами. Или специалистами по продажам. Или ещё кем-то.

Так куда меняться-то? Непонятно же ничего. Неопределённость!

Да. Неопределённость — это всегда дезориентация и демотивация. Поэтому она так нервирует. У многих опускаются руки и они начинают просто плыть по течению. Вот станет понятнее, тогда и буду действовать.

Другие начинают придумывать себе точку опоры. И бегут, например, скупать гречку и туалетную бумагу, чтобы чувствовать себя делающим хоть что-то. Пусть и безумное.

И это всё — неправильные действия.

Если ваша отрасль упадёт, что-то от неё всё равно останется, но кадровая конкуренция будет очень жёсткой. Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваши шансы.

При падении рынка доходы тоже падают, но спрос на квалифицированные кадры возрастает. Потому что в сложных обстоятельствах нужны лучшие: умелые и мотивированные.

Если вам придётся менять отрасль, то у вас будут знания, которые вы сможете предложить на новом месте. Во времена тотальной экономии работодатели предпочитают универсалов — людей, которые могут решать разные задачи. Копирайтер, который может не просто написать заметку, но и сверстать для неё страницу на Тильде, будет компании интереснее, чем «просто копирайтер».

Разумное образование — единственная оправданная инвестиция в период неопределённости. Ведь вы не просто получаете знания — вы начинаете смотреть на мир под новым углом зрения. А ещё напоминаете себе, каково это — учиться новому. Это очень важно.